Московское государственное Академическое Художественное Училище Памяти 1905 Года

МГАХУ

Московское государственное Академическое Художественное Училище Памяти 1905 Года

Рейтинг+0

Москва в эпоху НЭПа… Залечиваются раны, нанесенные гражданской войной и военным комму­низмом. Несмотря на жизненную неустроенность и хозяйственную разруху, у молодежи появляется на­дежда на лучшее будущее, во многих горит вера в свершение высоких социалистических идеалов. В стране решается задача ликбеза (всеобщей грамотности населения) и подготовки необходимых специалистов для разных областей народного хозяйства. Нужна была целая армия учителей, и по стране создается сеть педагогических вузов и техникумов. Еще в августе 1918 года был подписан декрет Совнаркома о новых пра­вилах приема в вузы и техникумы; в первую очередь туда принимались рабочие, беднейшие крестьяне и их дети; плата за обучение была отменена, нуждающимся выдавались государственные стипендии.
Культурная ситуация ориентиру­ется на широкие слои населения. Основной акцент делается на развитие различных форм агитационно-пропагандистского искусства с его своеобразным графическим стилем и декором, отражающими революционные идеи. Организуются массовые зрелища, по-новому используются произведения монументального характера. Бурно развивается новый театр. Наконец, по-иному стало рассматриваться участие художника в строительстве, в производстве вещей, в оформ­лении празднеств и просто быта. Актуальность лозунгов «Искусство – в жизнь», «Искусство – в массы» считалась бесспорной. Проводни­ками этих идей на практике могли быть только специалисты, получив­шие художественное образование.
В Москве в первые послереволюци­онные годы художественное обра­зование осуществлялось несколь­кими государственными учебными заведениями. Это были Высшие художественно-технические мас­терские – Вхутемас, созданный путем слияния Училища живописи, ваяния и зодчества (школа станко­вого искусства) и Строгановского училища (школа промышленного искусства), Художественная школа кустарных промыслов (в дальней­шем – Училище имени Калинина), открытая в 1920 году, и несколько изопрофшкол.
Другие художественные учреждения носили характер частных студий, художественных школ, кружков любителей живописи; многие из них высоко зарекомендовали себя в дореволюционное время. Таковыми были студии Юона, Касаткина, Меш­кова, Рерберга, Кардовского. В них обучение велось в традиционном академическом плане. Эти школы и студии давали возможность приоб­щиться к искусству талантливым мо­лодым людям. Здесь начинали свое художественное образование мно­гие известные мастера. Однако для столицы таких студий было явно недостаточно, тем более что они доступны были, в основном, людям подготовленным и обеспеченным.
Кроме них, как грибы росли и бо­лее мелкие студии, подверженные всевозможным модным течениям в искусстве. Они старались привлечь к себе учеников броскими назва­ниями, определяющими их педа­гогическое кредо. Так, например, существовали на Арбате студия «Нет бросового материала» или студия, носившая название никак не менее, чем «Академия художеств». В 20-е годы частные школы под различны­ми предлогами начинают ликвиди­роваться, а вместо них открываются государственные районные студии.
При организации Вхутемаса пре­следовалась цель – создать учебное заведение нового типа, которое готовило бы «художников-инжене­ров и художников-техников высшей квалификации для обслуживания промышленности и задач социа­листического строительства» (из справочника Вхутемаса). Однако потребность в специалистах была больше, чем могло подготовить одно высшее учебное заведение, тем более, что требовались они неза­медлительно, особенно в крупных промышленных центрах.
В столице с ее двухмиллионным населением постоянно росло коли­чество средних и начальных школ, профессиональных и красноармей­ских клубов, рабочих театров. В промышленности, в культурно-просветительских учреждениях – всюду нужны были специалисты-художники. Кроме того, небольшое число студий и художественных школ не могло удовлетворить естественную для молодежи тягу к изобразительному творчеству. Необходимо было создать в Москве учебное заведение с ярко выражен­ной профессиональной направлен­ностью, определенным профилем, своим учебным планом, программа­ми, и что очень важно на этом этапе – целенаправленным трудоустройс­твом. Такое учебное заведение обес­печило бы в первую очередь запро­сы города и явилось бы начальной ступенью по подготовке к высшему художественному образованию.
Учебные заведения изобразитель­ных искусств среднего звена уже существовали в других городах – Петрограде, Саратове, Одессе, Пензе, Казани. В этих училищах, созданных еще в XIX веке, сложился определенный опыт художествен­ного образования. Обучение велось в традиционной форме, как это устанавливала Академия художеств. А вот в Ярославле в 1920 году открылся художественно-педаго­гический техникум, построенный по новому принципу, как среднее учебное заведение «пролетарского типа», готовящее кадры педагогов для единой трудовой школы.
В апреле 1925 года в Москве по инициативе и при непосредствен­ном участии наркома просвещения А.В. Луначарского Наркомпросом РСФСР была проведена Всероссийс­кая конференция по среднему худо­жественному образованию. В своей вступительной речи Луначарский изложил требования, предъявляе­мые советской властью к искусству и к художнику. На конференции была отмечена необходимость тесной связи между средним и высшим звеньями художественного образования, что выражалось бы в принципиальном единстве их про­граммно-методических установок, а также рассмотрена возможность расширения сети художественных рабфаков. Так был сделан шаг на пути научно-планового построе­ния художественного образования, достижения которого – при всех издержках – очевидны.
На конференции был заслушан доклад директора Ярославского художественно-педагогического техникума С.А. Матвеева, который, кстати, был лично знаком с нарко­мом просвещения. Луначарский еще ранее посещал это училище и высо­ко оценил проводимую там работу. Общие принципы художественного образования, задачи работников искусств были сформулированы в основном докладе инспектора народного образования Ф.К. Форту­натова.
Новые задачи по подготовке кад­ров художников-общественников получили дальнейшее одобрение в Московском отделе народного об­разования. В мае 1925 года в столи­це состоялась первая конференция учащихся художественно-профес­сиональных школ. В ее резолюции говорилось: «… считать первооче­редной необходимостью всемерную пролетаризацию состава учащихся через привлечение в художествен­ную школу рабочей и крестьянской молодежи, … считать насущно необ­ходимым для пролетарской молоде­жи создание Московского технику­ма изобразительных искусств».
Таким образом, вопрос о создании в Москве учебного заведения по изобразительному искусству назрел, задержка состояла лишь в подборе опытных кадров организаторов и преподавателей. И такие энтузиасты нашлись, это были Евгений Нико­лаевич Якуб (1888 – 1978) и Сергей Арсеньевич Матвеев (1887 – 1952).
Именно они стали непосредствен­ными основателями Московского училища. Оба художника были выпускниками Строгановского учи­лища, к тому же старыми друзьями. Педагогика была призванием Якуба. Еще будучи студентом IV курса Строгановского училища, он решил заняться педагогической работой. Сначала преподавал в детском клубе воскресного типа, затем в группе рабочих – маляров, альфрейщиков, краснодеревцев, мраморщиков. По рекомендации Строгановского учи­лища работал в Ханчжоу, где пре­подавал в группе китайских детей. Отслужив в армии и возвратившись в Москву, Якуб был захвачен идеей организации в Москве среднего художественного заведения.
У Матвеева к этому времени также был накоплен большой педагоги­ческий опыт. Некоторое время он проработал в Ярославле в качестве заведующего секцией Изоотдела на­родного образования, затем уполно­моченным по организации Свобод­ных художественных мастерских и художником Ярославского драмати­ческого театра. По его инициативе был создан Ярославский художес­твенно-педагогический техникум, упоминавшийся выше.
Получив от отдела народного обра­зования предложение заняться со­зданием училища, Якуб списывается с Матвеевым и приглашает его в Москву. Матвеев энергично вклю­чился в деятельность по художес­твенному образованию в системе Наркомпроса. Его статьи «О задачах и целях художественного воспи­тания в социалистической школе» и «Художественное образование в РСФСР» были опубликованы в жур­нале «Наш труд». Со временем орга­низаторский дар Матвеева, педагога и художника, был использован при реорганизации Художественного института (в дальнейшем – имени Репина) в Ленинграде, при созда­нии Полиграфического училища в Москве и в становлении Палехского училища.
Учитывая опыт Матвеева, ему была предложена административная часть. Якуб отвечал за подготовку учебного плана, за разработку мето­дики и отдельных программ.
Прежде всего необходимо было найти помещение для техникума. Выбор пал на двухэтажный особ­няк в Краснопресненском районе (Сущевская улица, 14), который до революции принадлежал художнику Алексею Боголюбову, внуку Радище­ва и основателю музея в Саратове. На втором этаже дома, построен­ного по специальному проекту, находилась мастерская живописца с огромными эркерного типа окнами.
В этом доме Боголюбов устраивал свои творческие вечера. В этих сте­нах работали Репин, Суриков, Серов, Константин Коровин. После отъезда Боголюбова в Париж дом приобрел Сергей Третьяков для своего сына Николая, художника и собирателя. Здесь хранилось богатое собрание живописных полотен и других художественных ценностей. После смерти Николая Третьякова домом распоряжалась вдова последнего. Возможно, в революционные годы этот особняк занимала студия «Шко­ла живописи», которой руководил художник Николай Григорьев. Пос­ле революции началось уплотнение помещения. Кроме студии, в особня­ке разместились библиотека имени поэта Ивана Сурикова и районный педагогический музей.

Специальности колледжа

Дизайн

  • Дизайнер, очно, на базе ср.образования, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть

Реставратор строительный

  • Реставратор, очно, на базе ср.образования, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть

Скульптура

  • Очно, на базе ср.образования, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть

Живопись

  • Очно, на базе ср.образования, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть

Отзывы

Фотогалерея

Контакты

Московское государственное Академическое Художественное Училище Памяти 1905 Года
129594, Москва, улица Сущевский Вал, 73 корп. 2
8 (495) 681-26-73
Официальный сайт: www.mgahu1905.ru
Оставить отзыв
Качество обучения
-5 -3 0 +3 +5
Легкость обучения
-5 -3 0 +3 +5
Отношение к обучающимся
-5 -3 0 +3 +5
Поддержка на этапах обучения
-5 -3 0 +3 +5
Сложность поступления
-5 -3 0 +3 +5
Символов осталось 300
Опубликовать
Оставляя отзыв, Вы даете согласие на обработку персональных данных и принимаете пользовательское соглашение
Вас также могут заинтересовать
Войдите на сайт
используя свои данные
Вы успешно зарегистрировались
Если это ваш колледж - введите пожалуйста ваши данные

    Подтверждение номера телефона
    Восстановление пароля
    Ваш город Москва?

    Если нет, выберите другой:

    Пожалуйста, введите свой город