МГАХУ
Московское государственное Академическое Художественное Училище Памяти 1905 Года
Москва в эпоху НЭПа… Залечиваются раны, нанесенные гражданской войной и военным коммунизмом. Несмотря на жизненную неустроенность и хозяйственную разруху, у молодежи появляется надежда на лучшее будущее, во многих горит вера в свершение высоких социалистических идеалов. В стране решается задача ликбеза (всеобщей грамотности населения) и подготовки необходимых специалистов для разных областей народного хозяйства. Нужна была целая армия учителей, и по стране создается сеть педагогических вузов и техникумов. Еще в августе 1918 года был подписан декрет Совнаркома о новых правилах приема в вузы и техникумы; в первую очередь туда принимались рабочие, беднейшие крестьяне и их дети; плата за обучение была отменена, нуждающимся выдавались государственные стипендии.
Культурная ситуация ориентируется на широкие слои населения. Основной акцент делается на развитие различных форм агитационно-пропагандистского искусства с его своеобразным графическим стилем и декором, отражающими революционные идеи. Организуются массовые зрелища, по-новому используются произведения монументального характера. Бурно развивается новый театр. Наконец, по-иному стало рассматриваться участие художника в строительстве, в производстве вещей, в оформлении празднеств и просто быта. Актуальность лозунгов «Искусство – в жизнь», «Искусство – в массы» считалась бесспорной. Проводниками этих идей на практике могли быть только специалисты, получившие художественное образование.
В Москве в первые послереволюционные годы художественное образование осуществлялось несколькими государственными учебными заведениями. Это были Высшие художественно-технические мастерские – Вхутемас, созданный путем слияния Училища живописи, ваяния и зодчества (школа станкового искусства) и Строгановского училища (школа промышленного искусства), Художественная школа кустарных промыслов (в дальнейшем – Училище имени Калинина), открытая в 1920 году, и несколько изопрофшкол.
Другие художественные учреждения носили характер частных студий, художественных школ, кружков любителей живописи; многие из них высоко зарекомендовали себя в дореволюционное время. Таковыми были студии Юона, Касаткина, Мешкова, Рерберга, Кардовского. В них обучение велось в традиционном академическом плане. Эти школы и студии давали возможность приобщиться к искусству талантливым молодым людям. Здесь начинали свое художественное образование многие известные мастера. Однако для столицы таких студий было явно недостаточно, тем более что они доступны были, в основном, людям подготовленным и обеспеченным.
Кроме них, как грибы росли и более мелкие студии, подверженные всевозможным модным течениям в искусстве. Они старались привлечь к себе учеников броскими названиями, определяющими их педагогическое кредо. Так, например, существовали на Арбате студия «Нет бросового материала» или студия, носившая название никак не менее, чем «Академия художеств». В 20-е годы частные школы под различными предлогами начинают ликвидироваться, а вместо них открываются государственные районные студии.
При организации Вхутемаса преследовалась цель – создать учебное заведение нового типа, которое готовило бы «художников-инженеров и художников-техников высшей квалификации для обслуживания промышленности и задач социалистического строительства» (из справочника Вхутемаса). Однако потребность в специалистах была больше, чем могло подготовить одно высшее учебное заведение, тем более, что требовались они незамедлительно, особенно в крупных промышленных центрах.
В столице с ее двухмиллионным населением постоянно росло количество средних и начальных школ, профессиональных и красноармейских клубов, рабочих театров. В промышленности, в культурно-просветительских учреждениях – всюду нужны были специалисты-художники. Кроме того, небольшое число студий и художественных школ не могло удовлетворить естественную для молодежи тягу к изобразительному творчеству. Необходимо было создать в Москве учебное заведение с ярко выраженной профессиональной направленностью, определенным профилем, своим учебным планом, программами, и что очень важно на этом этапе – целенаправленным трудоустройством. Такое учебное заведение обеспечило бы в первую очередь запросы города и явилось бы начальной ступенью по подготовке к высшему художественному образованию.
Учебные заведения изобразительных искусств среднего звена уже существовали в других городах – Петрограде, Саратове, Одессе, Пензе, Казани. В этих училищах, созданных еще в XIX веке, сложился определенный опыт художественного образования. Обучение велось в традиционной форме, как это устанавливала Академия художеств. А вот в Ярославле в 1920 году открылся художественно-педагогический техникум, построенный по новому принципу, как среднее учебное заведение «пролетарского типа», готовящее кадры педагогов для единой трудовой школы.
В апреле 1925 года в Москве по инициативе и при непосредственном участии наркома просвещения А.В. Луначарского Наркомпросом РСФСР была проведена Всероссийская конференция по среднему художественному образованию. В своей вступительной речи Луначарский изложил требования, предъявляемые советской властью к искусству и к художнику. На конференции была отмечена необходимость тесной связи между средним и высшим звеньями художественного образования, что выражалось бы в принципиальном единстве их программно-методических установок, а также рассмотрена возможность расширения сети художественных рабфаков. Так был сделан шаг на пути научно-планового построения художественного образования, достижения которого – при всех издержках – очевидны.
На конференции был заслушан доклад директора Ярославского художественно-педагогического техникума С.А. Матвеева, который, кстати, был лично знаком с наркомом просвещения. Луначарский еще ранее посещал это училище и высоко оценил проводимую там работу. Общие принципы художественного образования, задачи работников искусств были сформулированы в основном докладе инспектора народного образования Ф.К. Фортунатова.
Новые задачи по подготовке кадров художников-общественников получили дальнейшее одобрение в Московском отделе народного образования. В мае 1925 года в столице состоялась первая конференция учащихся художественно-профессиональных школ. В ее резолюции говорилось: «… считать первоочередной необходимостью всемерную пролетаризацию состава учащихся через привлечение в художественную школу рабочей и крестьянской молодежи, … считать насущно необходимым для пролетарской молодежи создание Московского техникума изобразительных искусств».
Таким образом, вопрос о создании в Москве учебного заведения по изобразительному искусству назрел, задержка состояла лишь в подборе опытных кадров организаторов и преподавателей. И такие энтузиасты нашлись, это были Евгений Николаевич Якуб (1888 – 1978) и Сергей Арсеньевич Матвеев (1887 – 1952).
Именно они стали непосредственными основателями Московского училища. Оба художника были выпускниками Строгановского училища, к тому же старыми друзьями. Педагогика была призванием Якуба. Еще будучи студентом IV курса Строгановского училища, он решил заняться педагогической работой. Сначала преподавал в детском клубе воскресного типа, затем в группе рабочих – маляров, альфрейщиков, краснодеревцев, мраморщиков. По рекомендации Строгановского училища работал в Ханчжоу, где преподавал в группе китайских детей. Отслужив в армии и возвратившись в Москву, Якуб был захвачен идеей организации в Москве среднего художественного заведения.
У Матвеева к этому времени также был накоплен большой педагогический опыт. Некоторое время он проработал в Ярославле в качестве заведующего секцией Изоотдела народного образования, затем уполномоченным по организации Свободных художественных мастерских и художником Ярославского драматического театра. По его инициативе был создан Ярославский художественно-педагогический техникум, упоминавшийся выше.
Получив от отдела народного образования предложение заняться созданием училища, Якуб списывается с Матвеевым и приглашает его в Москву. Матвеев энергично включился в деятельность по художественному образованию в системе Наркомпроса. Его статьи «О задачах и целях художественного воспитания в социалистической школе» и «Художественное образование в РСФСР» были опубликованы в журнале «Наш труд». Со временем организаторский дар Матвеева, педагога и художника, был использован при реорганизации Художественного института (в дальнейшем – имени Репина) в Ленинграде, при создании Полиграфического училища в Москве и в становлении Палехского училища.
Учитывая опыт Матвеева, ему была предложена административная часть. Якуб отвечал за подготовку учебного плана, за разработку методики и отдельных программ.
Прежде всего необходимо было найти помещение для техникума. Выбор пал на двухэтажный особняк в Краснопресненском районе (Сущевская улица, 14), который до революции принадлежал художнику Алексею Боголюбову, внуку Радищева и основателю музея в Саратове. На втором этаже дома, построенного по специальному проекту, находилась мастерская живописца с огромными эркерного типа окнами.
В этом доме Боголюбов устраивал свои творческие вечера. В этих стенах работали Репин, Суриков, Серов, Константин Коровин. После отъезда Боголюбова в Париж дом приобрел Сергей Третьяков для своего сына Николая, художника и собирателя. Здесь хранилось богатое собрание живописных полотен и других художественных ценностей. После смерти Николая Третьякова домом распоряжалась вдова последнего. Возможно, в революционные годы этот особняк занимала студия «Школа живописи», которой руководил художник Николай Григорьев. После революции началось уплотнение помещения. Кроме студии, в особняке разместились библиотека имени поэта Ивана Сурикова и районный педагогический музей.
Специальности колледжа
Дизайн
- Дизайнер, очно, на базе ср.образования, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть
Реставратор строительный
- Реставратор, очно, на базе ср.образования, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть
Скульптура
- Очно, на базе ср.образования, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть
Живопись
- Очно, на базе ср.образования, 3 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: есть





















































